Just smile and wave, boys; smile and wave.
Зацепились тут языком в комментах про сабж. А именно личность главного героя.



На мой взгляд, Берджесс написал свой вариант понимания "преступления и наказания", думаю даже, параллель с Достоевским там сознательна (и старушку убивают, что характерно).

Алекс, в отличие от Родиона вопросом, тварь он дрожащая или нет, не парится - он право имеет, и он это знает. Более того, сама мысль, что он может "права не иметь" в голову ему не приходит. Да, он знает, что совершает преступления, но законы и действия общества воспринимает примерно как правила игры, технические препятствия, которые не меняют сути вопроса.

Так, если приглядется, живут многие, очень многие люди, даже те, кого мы привыкли считать образцом добропорядочности.



Ключевая идея романа: наличие у человека свободной воли.

Самоцитата: "...свобода воли именно такая хитрая штука. Все что-то привыкли понимать ее как нечто положительное, а меж тем свобода воли подразумевает, что человек может выбрать и зло, и да, некоторые с неизбежностью зло и выбирают. Собственно, сюжет Берджесса в том и состоит: вот был человек свободной воли, что выбрал зло. Вот у него отняли свободу воли - и вот что получилось. И не мог Берджесс изобразить героя лучше, ибо будь Алекс хоть минимально положительным героем, просто не осталось бы конфликта у читателя".



В самом деле, если бы Алекс не был столь вопиюще, без малейшего изъяна аморален, вопрос столь радикального "перевоспитания" вызвал бы совсем другую реакцию: ибо кто из нас без греха, поднимите руку? А посему Берджесс показывает нам максимум зла, до которого может дойти нормальный человек, родившийся в том месте и времени. Да, мы знаем преступления страшнее - но их уже совершали психически больные люди (психическая же болезнь самим своим фактом снимает проблемы свободы воли -у психопата ее просто нет). Но Алекс нормален. Более того, вовсе не дурак - ему не хватает знания о многом в этом мире, но то, в чем он разбирается показывает, что с интеллектом у него тоже все в порядке.

Вот человек, что изначально, без колебаний и сомнений, без оправдывающих обстоятельств, типа несчастного детства - выбрал зло и живет во зле.

И его решают "перевоспитать". Отнять у него способность причинять зло. Прекрасная идея, без насиля гуманно сделать из монстра зайчика.



Но..."Как насчет выбора? -- пророкотал глубокий грудной бас. То был знакомый мне голос тюремного свища. -- Ведь он лишен выбора, не так ли? Только что нами виденный чудовищный акт самоуничижения его заставила совершить боязнь боли и прочие своекорыстные соображения. Явно видна была его неискренность. Он перестает быть опасным для окружающих. Но он также перестает быть существом, наделенным способностью нравственного выбора".



То, что зло к нему вернулось - закономерно, но если внимательно читать, видно, что не побои его больше волнуют, а отсутствие самой внутренней возможности ответить. (Если бы, положим, его просто связали и избили, не думаю, что он бы воспринял это как нечто из рядо вон выходящее, как не воспринимал так тюрьму).



Как выяснилось, отнимая способность ко злу, у человека отнимается и много чего другое. "Музыка, половая любовь, литература и искусство -- все это теперь для тебя источник не удовольствия, а только лишь боли".



Продолжение следует (может быть, если будет ne vlomm).



PS. Не могу не добавить соционический постскриптум: если Алекса типировать - получится явственный жуков: лидер, причем силовой лидер; нап не получится, ибо так всегда и во всем прокалываться именно в отношениях будет все же болевой этик, и активируется, собака, явно ЧЭшно (вся его музыка).

PPS. Возможно, именно с этим связано мое внутреннее убеждение, что с Алексом вполне можно было бы иметь дело - причем даже в "худшие" времена. Типа, ну и что, что полный отморозок и садист. (Дуалы, как-никак).

Комментарии
04.10.2006 в 00:13

Невозможно? Нет такого слова!
Не хватает финала. У Берджесса в финале Алекс стал прежним.

Ты спрашивала меня - "даже его "перевоспитанного" расстреливать?". А ведь и тогда ничего не поменялось, он просто был лишен возможности вредить.
04.10.2006 в 00:26

Just smile and wave, boys; smile and wave.
Big Lynx

Знаю, что не хватает, у меня времени не было дописывать.



Нет, я не то имела ввиду, не про искусственную "перевоспитанность", а про то изменение, что с ним к концу романа произошло, когда он преодолел эту перевоспитанность.



Но вот ни фига, не стал прежним. Он _попытался_ стать прежним - и не смог. Умом еще не осознал - Алекс себя вообще плохо понимает, он не слишком рефлексирующий товарищ - а поведение уже изменил.

Типа стал бы Алекс начала романа всерьез думать, что когда-нибудь женится, а не просто sunn-vynn какой-нибудь кисе? И это там во всем, во всех мелочах выпирает.
04.10.2006 в 00:26

Just smile and wave, boys; smile and wave.
Big Lynx

Знаю, что не хватает, у меня времени не было дописывать.



Нет, я не то имела ввиду, не про искусственную "перевоспитанность", а про то изменение, что с ним к концу романа произошло, когда он преодолел эту перевоспитанность.



Но вот ни фига, не стал прежним. Он _попытался_ стать прежним - и не смог. Умом еще не осознал - Алекс себя вообще плохо понимает, он не слишком рефлексирующий товарищ - а поведение уже изменил.

Типа стал бы Алекс начала романа всерьез думать, что когда-нибудь женится, а не просто sunn-vynn какой-нибудь кисе? И это там во всем, во всех мелочах выпирает.
04.10.2006 в 00:38

Невозможно? Нет такого слова!
laterne Типа стал бы Алекс начала романа всерьез думать, что когда-нибудь женится, а не просто sunn-vynn какой-нибудь кисе? И это там во всем, во всех мелочах выпирает. - не согласен. Но это и не важно.
04.10.2006 в 00:54

Just smile and wave, boys; smile and wave.
Big Lynx

*растеряно* Почему не согласен-то? Там ж это просто по тексту проследить можно: вот, приходит он в прежние места, и вроде все там по-прежнему - а он по-прежнему уже не может (вернее, _может_, но не прет его больше).
04.10.2006 в 01:00

Невозможно? Нет такого слова!
laterne Стоп. Возможно мы о разном говорим. Процитируешь?
04.10.2006 в 01:31

Just smile and wave, boys; smile and wave.
"Не знаю, что на меня накатило, но в последние дни я что-то был не в себе. Какая-то злость вступила в голову, хотелось, чтобы деньги мои оставались при мне, мне их зачем-то вроде как копить приспичило. Бугай удивился:

-- Что за дела, koresh? Что это с нашим Алексом? -- Да ну к черту, -- скривился я. -- Не знаю. Сам не знаю. С нашим Алексом то, что он не хочет швыряться деньгами, которые с таким трудом

заработал, вот и все".




-- Значит, всем виски? -- сказал официант. Но я зачем-то возразил:

-- Нет, парень, мне только маленькую пива.




А Бугай в это время, открыв rot, уставился на фото, которое я случайно вытащил из кармана вместе с деньгами. -- Так-так-так-так, -- говорит. -- А мы и не знали.

-- Дай сюда! -- рявкнул я и выхватил у него фотографию. Я и сам не знаю, как она попала ко мне в карман, однако я ее зачем-то собственноручно вырезал ножницами из старой газеты, а изображен на ней был младенец.

Младенец чего-то там гулюкал, на губах у него пузырилось moloko, -- в общем, вид у него был такой, будто он радуется всем и каждому




"У меня внутри словно какое-то размягчение началось, и я не мог понять отчего. Чего-то хотелось, а чего -- неясно. Даже музыку, которой я так любил услаждать себя в своей маленькой комнатухе, я теперь слушал такую, над которой раньше бы только смеялся, бллин. Перешел на короткие лирические песенки, так называемые "зонги" -- просто голос и фортепьяно, тихие, вроде как даже тоскливые, не то что раньше, когда я слушал большие оркестры, лежа в кровати и воображая себя среди скрипок, тромбонов и литавр. Что-то во мне происходило, и я силился понять, болезнь ли это какая-нибудь или последствия того, что сделали с моей головой, пытаясь напрочь свести с ума и повредить мне rassudok.



"Однако вдруг возникало очень ясное ощущение, что если я перейду из комнаты, где горит камин и накрыт стол, в соседнюю, то там как раз и обнаружу то, что мне на самом деле нужно, и тут все сошлось воедино -- и картинка, вырезанная ножницами из газеты, и случайная встреча с Питом. Потому что в соседней комнате в колыбельке лежал гулюкающий младенец, мой сын. Да, да, да, бллин, мой сын. И вот уже я чувствую, как в груди появляется сосущая пустота, и сам же этому ощущению удивляюсь".



К слову, он не то, чтобы раскаивается, но как минимум понимает, что ему не нужно было делать все, что натворил в жизни.

"только лишь подумав это, я уже знал: никогда он не поймет, да и не захочет он ничего понимать, а делать будет все те же vestshi, которые и я делал, -- да-да, он, может быть, даже убьет какую-нибудь старую ptitsu, окруженную мяукающими kotami и koshkami, и я не смогу остановить его. А он не сможет остановить своего сына".



Да даже сами выражения его, как он, например, описывает своего бывшего кореша "И он бросил на эту свою Джорджину нежный и влюбленный

взгляд, взял ее руку в свои, и она тоже на него поглядела так, что прямо -- о, бллин"
- Алекс "в начале" в таких выражениях вообще не думал.
04.10.2006 в 01:36

Just smile and wave, boys; smile and wave.
Сорри за уродское форматирование, но переделывать лень. :)
04.10.2006 в 09:53

Невозможно? Нет такого слова!
laterne А. Ну тогда тут все надо делать по банальному УК, ежели что.

04.10.2006 в 17:51

Just smile and wave, boys; smile and wave.
Big Lynx

Это да, не спорю. :)