Just smile and wave, boys; smile and wave.
8 марта ходили с подругой смотреть "Батальонъ". На выходе из кинотеатра она со смешанными чувствами иронично сказала: "да уж, подходящее кино на 8 марта". А мне так кажется, что это именно то кино, которое стоило посмотреть на 8 марта - если вспомнить про что на самом деле этот праздник.
Идя сходить была моя, и чувствовала некоторую ответственность за испорченное настроение подруги - но это лучше, чем если бы пришлось чувствовать вину за то, что позвала на плохой фильм. Этого, к счастью и на удивление, не было. На удивление - потому что я обычно не жду ничего хорошего от наших фильмов, а в кино на них вовсе пришла чуть ли не первый раз (по крайней мере, последние лет десять такого не было). Почему решила пойти - а сложно объяснить, глянула трейлер, и хотя разумом решила, что наверное опять какая-то псевдопатриотическая хрень - почему-то захотелось сходить посмотреть. Интуиции своей я доверяю больше, поэтому пошла, и интуиция моя оказалась права.

И надо сказать была приятно удивлена - если так вообще можно выразиться о фильме с таким сюжетом. Я читала отзывы, и до, и после просмотра, видела, что фильм много ругают за простой и прямой сюжет, за отсутствие представления в фильме о том, как вообще страна дошла до жизни такой, что батальные сцены недостаточно зрелищны... Вообще, это все правда, но если говорить о недостатках - то это не недостаток. Просто все это вынесено за скобки. Фильм не детектив - закрученный сюжет был бы просто лишним, не историческая аналитика - предыстория и политическая обстановка не так важны, когда речь идет о битве здесь и сейчас. А батальных сцен там как раз столько, сколько надо, чтоб с одной стороны показать бой - красиво и страшно - но и не перегрузить зрителя постоянными бух-бах-тарарам, как это любят во многих фильмах, от которых все впечатление "был мордобой". Если что меня и смутило, то не это. Во-первых, то, что они чуть что - в штыковую атаку идут, показалось странным. Я не знаток военного дела, но здравый смысл подсказывает, что такого будет избегать любая сторона, пока уж совсем не припрет. Во-вторых, последние сцены картины - никак не могу признать психологически обоснованными. Я понимаю, почему так сделали - иначе была бы уж совсем полная безнадега, а зрителю нужно было оставить если не хэппи-энд, какой уж тут хэппи-энд, то хотя бы проблеск надежды, а то пол зала и так ревели; но вот в фильме сюжет так к такому концу не подвели никак. В-третьих, не знаю, стоит ли это считать недостатком, некоторая неясность с мотивацией большинства женщин-солдат. В то время, чтоб женщина пошла солдатом на войну - все-таки должно было быть нечто особое в ее судьбе или характере. С некоторыми понятно. Спойлер. С большинством не очень. Хотя дальше становится и не важно, когда видишь, что что бы ни привело их туда - остаются они там не поэтому.

Теперь о том, что хорошо. Батальные сцены, на мой взгляд, как раз хороши. Как я уже и писала, то, что там не постоянное месилово - это плюс картине. А то, что есть по мне так снято очень хорошо. Красиво запараллелены сцены атаки. Спойлер Не смотря на некоторые сомнительные моменты, сцены боев в принципе вызывают ощущение достоверности. Нет такого и близко, чтоб какой-нибудь херой пол фильма скачет туда-сюда, спасает планету и любимую бабу, попутно положив полтыщи врагов. Не. Тут все проще: высунулся(лась) - вот пуля тебе. Нет, выжить не получится. Не успела перед пулей кинуть гранату - граната взорвется среди своих. И второго шанса не будет ни у кого. Любовных сцен тоже ровно столько, сколько надо, и любовные линии хотя и есть - они вставлены не для картинки, не потому, что "надо" добавить лубофф, чтоб зритель пошел - а просто потому, что ну да, такое может (могло) быть, как и все прочее; кто-то роман завел, кто-то ногу подвернул - все бывает.

Очень приятно удивило отсутствие одной катастрофической беды наших фильмов последнего времени - от которой их становится смотреть скучно и противно (я их может не так много видела, но что беда это повсеместная и так понятно): проговаривания. А именно: у нас почему-то принято чувства, мысли, какие-то изменения происходящие в героях проговаривать вслух. Например, вместо того, чтобы показать, что герой влюбился/изменился/убит горем - он просто громко (а то и не один раз, видимо, для совсем дебилов) скажет это в кадре "о, как я люблю/как я изменился/страдаю". А по-моему, если режиссер и актер этого не могут показать, вместо того, чтоб проговаривать - то фильм сразу стремится к категории говно. Так вот, тут такого нет. Для нашего кинематографа это уже большое достижение. И действительно не говорят, а показывают, именно так как надо - деталями, жестами, которые зритель может не осознать, но обязательно почувствует. Отмечу один кадр. Спойлер
Еще понравилась как снято. Опять же, сравнительно с тем, как у нас постоянно снимают - как будто все из одного угла. А тут старались искать интересные ракурсы. В этом я вовсе ничего не понимаю, но просто вижу, что есть что-то такое.

Но главное, что есть в фильме, тема, про которую снят фильм, и ради чего убрана вся геополитика - это женщина на войне; пришедшая туда, когда мужчины складывают оружие. И, собственно, какая разница, какая это война.
В фильме ни на йоту нет набившей оскомину кинобрехни: ни дев-воительниц, с красивыми локонами, блестящими, будто только что помытыми шампунем с кондиционером, ни драк, где какая-нибудь тощая деваха несколькими прицельными ударами расправляется с грудой мужиков. Нет, чудес не бывает, на войне нет места гламуру, и не может одна женщина навалять нескольким мужикам. Да и с одним вряд ли справится. Да мужчина может избить женщину, даже если та довольно сильна. Может убить ее, даже если у него связаны руки. Да, идиотизм забывать или отрицать разницу в физической силе, и отдельные исключения не меняют общей картины. Но тут оказывается, что физическая сила - определяет далеко не все. Есть вещи, которые сильно меняют шансы (это не только "изобретение полковника Кольта", хотя женщина с пулеметом вдруг оказывается уже ничуть не менее эффективна, чем мужчина с пулеметом). И нет, никто на войне, ни свои, ни тем более чужие не будет ни на йоту делать скидку на "слабый пол", ни в учении, ни в бою. Любой слабостью, наоборот, воспользуются. Убьют, не моргнув глазом. Тут война делает женщин и мужчин воистину равными - жизнь ни тех, ни других не стоит ни гроша. Думаю, в реальном батальоне Бочкаревой все было еще более печально и прискорбно, но все-таки фильм про героев. И смотря этот фильм, видишь, что когда человек становится солдатом - уже не важно, женщина это или мужчина. (За скобками остается вопрос, что, видимо, это и вовсе не так и важно, как считают некоторые).

PS. Фильм не самый легкий. Подозреваю, понравиться он может далеко не всем. Да и понравиться - тут не самое подходящее слово, не самые приятные от него ощущения. Но он настоящий.


@темы: красиво, пси, Интересности, Кино, грустное

Комментарии
09.03.2015 в 12:30

Я - настоящий интернационалист! Я всех ненавижу одинаково (с)
что-то мне напомнило роман Акунина про женский батальон
по нему снято или совпадение?
09.03.2015 в 14:15

Just smile and wave, boys; smile and wave.
E-light, нигде не заметила упоминания романа Акунина, т.ч. наверное, совпадение (роман не читала, сравнить не могу).
09.03.2015 в 15:07

Я - настоящий интернационалист! Я всех ненавижу одинаково (с)