Не помню, писала ли про сериал "Однажды в сказке". Он для меня несколько парадоксален, потому что обычно я такое не люблю. А тут теоретически, конечно, хрень должна была получиться, но как-то так сделанная, что есть на что посмотреть. По крайней мере, первый-второй сезоны. И интересно даже не то, как извратили сказочные сюжеты (на мой взгляд, неудачно, некогда снятое "Десятое королевство" - куда удачнее из такого рода сериалов), а совершенно не сказочными ходами. Во-первых, там всем сюжетом рулят тетки - они движущая сила сюжета, они дерутся за власть (причем друг с другом, причем регулярно в прямом смысле), они самые активные и сильные личности. Несчастные принцы и не принцы там поскольку постольку ухитряются попасть в переплет за компанию со своими благоверными. Не без исключений - есть Румпельштильцхен, который, впрочем, в сказочном своем обличии существо, скорее, внегендерное, и еще по-мелочи (да, есть еще Генри - но Генри ребенок, хоть и мужского пола, так что не считается) - но в итоге, все равно получается что абсолютное большинство героев и злодеев женщины, и мотивация главных злодеев сводится к попыткам как-то решить дочерне-материнские, сестринские, дружеские конфликты и их последствия. (Не знаю, хорошо это или плохо, но достаточно нетипично, поэтому интересно).
Тем интереснее оказывается линия семьи, где главный семейный сценарий - это сыновне-отцовский. Я имею ввиду (дальше идут спойлеры!)
уберу-ка я под кат сюжетообразующий спойлер, лучше сначала посмотрите семейную линию Питера Пена - Румпельштильцхена - Бейлфайра - Генри.
Вообще, за персонаж Питера Пена создателям уже можно ставить отлично. Ибо так четко и символично уловить суть такого нарциссического характера, изобразив его именно так, в таком персонаже - это не догадаться, это нужно знать и продумать. Истероидный самовлюбленный нарцисс, алкоголик (просто классический образ отца-алкоголика и его сына) бросающий сына ради приятных фантазий, вечный подросток - и поэтому "у детей не бывает детей" (даже если физически они могут появиться, вызывают они в лучшем случае смутное раздражение, а то и прямую ненависть - как же так, они требуют каких-то чувств, внимания, отнимают ресурсы, которые можно потратить на удовольствие для себя любимого. Обычно такие люди по жизни достаточно противные, даже близко не такие лапушки как Питер Пен - но суть личности подмечена феноменально). Общество с его моралью? Совесть? Родительские чувства? Ха, даже нет смысла их изображать (ну, если только не вызвано необходимостью кого-то обмануть). А дальше показано, как постепенно, на протяжении нескольких поколений изживается эта нарциссическая травма, хотя все повторяют этот семейный сценарий - отец бросивший сына. Пусть даже они без особого желания это делают, или вовсе по незнанию - но семейные сценарии штука такая, он как вода, что всегда найдет себе выход. Румпель бросает сына из трусости, Бейлфайр - из страха и незнания, хотя ей-богу, это несостоятельный аргумент, откуда берутся дети, и что после небезопасного секса женщина иногда оказывается беременной - не знать он не мог, но чем предполагать такую возможность (и хотя бы узнать, как живется его бывшей в тюрьме), проще его проигнорировать и сбежать. Бейлфайр, кстати, вообще такой персонаж, который всегда бежит - сначала от отца с его пугающей магией, потом от Питера Пена, потом от Эммы и того, что она могла принести в свою жизнь, потом вообще непонятно от кого, но находят его скрывающимся ото всех, потом он вовсе сбежал от себя самого, хоть и не особо добровольно, и даже в последний день своей жизни - он бежит во всех смыслах. И вроде как не из трусости он все это делает. Я уж молчу о том, что не только папы, но и мамы в этой семье имеют свойство куда-то исчезать из жизни детей (про маму Румпеля неизвестно ничего, кроме того, что ее нету, но можно предположить, что с таким супругом долго не живут, истории мам Белфайра и Генри известны и прискорбны).
Интересно, что Регина, неожиданно появившись в этой семье, при этом реализует полный антисценарий - в ситуации, когда ребенок очевидно угрожал всему ее миру, всему, чему она фактически посвятила жизнь и очень большие жертвы, и при этом она не связана с этим ребенком никакими кровными узами или другой ответственностью, и, в общем, спокойно могла бы (и по закону, и по здравому смыслу) отдать ребенка в другие хорошие руки, она принимает решение оставить Генри у себя. (Хе, Питер Пен в такой ситуации ребенка бы лично утопил, Румпель превратил бы в жабу (хотя нет, тоже утопил бы), а Бей сбежал на другой конец света). Я бы сказала, что хотя формально она и приемная мама - но психологически она все же замещает для Генри отцовскую фигуру (тем более, что мама - Эмма в жизни Генри появляется как постоянная фигура, а вот отец нет). Здесь должны были быть рассуждения о потенциально счастливой фемслэшной жизни Эммы и Регины, даром что у них уже есть общий ребенок. И ведь у Регины получилось. (Я бы даже сказала, что Генри настолько альтруистичный, открытый и чрезмерно ответственный за всех и все для ребенка человек - потому что иррационально компенсирует этим жизнь своих отца, деда и прадеда).Не уверена, что хочу смотреть дальше очередной сезон (хотя, наверное, посмотрю, когда весь выйдет), боюсь, что дальше они вовсе в мутоту свалятся, и думаю, что главные истории - уже рассказаны (на момент четвертого сезона уже были рассказаны, по-моему). Но в первых есть на что посмотреть.