Just smile and wave, boys; smile and wave.
То, что я явно каким-то внутренним устройством отличаюсь от т.н. нормальных людей, я поняла давно - чуть ли не с тех самых пор, как первые проблески сознания стали посещать эту несчастную голову. Но одним из принципиальных моментов осознания этого прискорбного факта стал период изучения школьной программы русской литературы.
За редким исключением (типа Лермонтова, чьи душевные метания были мне целительным бальзамом - типа, есть же люди одной со мной крови, пусть даже такие ебанутые) я не понимала, почему авторы выводят в главные герои персонажей, ничего кроме брезгливого отвращения и жалости не вызывающих.
Логика поведения этих героев была мне непонятна, подозреваю, что она у них вообще отсутствовала как факт.

Антихит-парад всегда возглавлял печально известный Герасим. По моему скромному мнению, Герасим должен был утопить барыню - это как минимум. Как максимум, вместе с барыней утопить столько народу из челяди, сколько удастся дотащить до ближайшего пруда. На худой конец, плюнуть на всех и уйти с собакой жить в леса "к вольным людишкам, разбойникам"(с). Это типа вариант для пацифистов и принципиальных пофигистов. И не говорите, что по общей убогости и умственной отсталости он не мог этого сообразить - подобные вещи доступны на уровне базовых природных инстинктов.

Душевные качества героев русской классики категорически не позволяли отнести их к положительным. По моему мнению, человек попустительствующий злу - особенно в отношении себя и своих близких - положительным героем считаться никак не может, ибо он не только позволяет злу быть и множиться, но и мешает тем, кто готов бороться.

Вслед за Герасимом идет Маша Троекурова. Девушка, чье поведение мне также непонятно. То есть, мне понятно желание Пушкина вывести в идеал русской женщины такую, которая будет "другому отдана и век ему верна", тут можно только посочувствовать личной трагедии классика... Но в отношении персонажа это ничего не меняет. Выдали ее замуж против воли, надо же! Вот, спрашивается - как? Не били ведь, не насиловали, не связывали перед алтарем, сознание тоже было ясное. Т.е. возможностей для сопротивления - масса. От милых моему сердцу скандалов с мордобоем, до симуляции смертельной болезни. Но скандал с мордобоем лучше - если, скажем, прямо в церкви побить жениха и священника, сопровождая все громкими матерными воплями (и вот не говорите, что приличная девушка подобного не знала, не верю. но даже если не знала - можно не матерными, можно какими-нибудь просто) - ведь свадьбу сорвать нефиг делать. Репутацию так, конечно, и себе и папе испортишь безвозвратно, ну, так тут либо шашечки, либо ехать.
Может, я чего-то не понимаю, не учитываю в данном раскладе?

Далее идут все униженные и оскорбленные сонечки мармеладовы. Этих, по-моему, вообще нужно убивать во младенчестве из соображений милосердия. Я не понимаю, что в них может быть хорошего. Не понимаю, как подобное может быть нравственным идеалом для кого-то. По-моему, унылая жертвенность - одна из самых отстойных форм существования человеческого существа. Может не хватить сил для сопротивления, для утверждения себя в мире - но вот само отсутствие этого вектора сознания...
К слову сказать, к христианской морали это имеет очень опосредованное отношение. Ибо, если я правильно понимаю, христианство декларирует терпимость к грешнику - но не к греху. Иными словами, то, что ты не держишь зла на обидчиков и прочих негодяев, никак не отменяет необходимости ставить оных на место. (Хотя по мне так в иных ситуациях злиться - нормально и этично, а вот как раз прощать нельзя ни в коем случае).

Омг. Нет, русскую классику писали не бетанцы (ну, окромя того же Лермонтова, но его герои тоже мало могут служить образцом для подражания, правда, уже по другой причине), это определенно.


@темы: эти люди, размышления, Литература, с прискорбием

Комментарии
16.01.2008 в 00:06

Жизни лишь только до медных труб, дальше - легенда (с) О. Медведев
laterne, да? Я того... вглубь себя залез, нашел там вот такое, а она - "передергиваешь!" Серьезно: не компетентен. Но я не жалуюсь. :hey::sunny:
16.01.2008 в 02:50

Just smile and wave, boys; smile and wave.
Аль Рисачев
Я не говорила про ущербность характеров. :) Ущербна - модель поведения,могу объяснить почему. Характеры же я могу оценивать только эмоционально. Про ущербность характеров (что это вообще такое) я знаю не более тебя. :)
16.01.2008 в 03:07

Жизни лишь только до медных труб, дальше - легенда (с) О. Медведев
laterne, а да, верно, не говорила, прости. Только про ущербность модели поведения я тоже ничего не могу сказать... тут ключевое слово "ущербность". Я его не очень понимаю. Про модель поведения, впрочем, я не могу сказать тоже.
Вот кто открыл тумбочку? Я знаю кто! Кот. Но все равно модель поведения кота мне неведома. Он каждый раз новый. Глупо, наверное, но это неважно. Модель предполагает прогнозирование? Наверное, дело в этом: я разлюбил прогнозы.

16.01.2008 в 04:14

Just smile and wave, boys; smile and wave.
Аль Рисачев
Модель поведения - типичный способ реагирования на определенные раздражители. Очень близко к копинг-стратегиям, если так смотреть, наверное.
16.01.2008 в 19:40

Жизни лишь только до медных труб, дальше - легенда (с) О. Медведев
laterne близко к копинг-стратегиям К чему? *)
Способ реагирования - это я, наверное, понимаю. Ущербный способ реагирования тире вопрос. :nope:
16.01.2008 в 19:45

Just smile and wave, boys; smile and wave.
Аль Рисачев
Это из психологии термин. Стратегии совладающего поведения - характерный для человека способ реагирования на стрессовые ситуации.

Ущербный способ реагирования тире вопрос
Что вызывает вопрос-то?
16.01.2008 в 19:52

Жизни лишь только до медных труб, дальше - легенда (с) О. Медведев
laterne, ущербный.
Забей, если что.
16.01.2008 в 20:01

всем кроликам по капусте
Чарли, ну понятно, что в сочинении полагалось обосновывать. я даже цитаты из критики приводила. между прочим, про Грозу писал не только Добролюбов, которого нам тычут в морду все учебники. но это не доказательства. далеко не. по большому счету, это всего лишь точка зрения. и в общем не так уж важно - моя или критика.
16.01.2008 в 21:12

Жизни лишь только до медных труб, дальше - легенда (с) О. Медведев
laterne, третий отдел и тайная канцелярия. Про это я еще забыл сказать.
Ты говоришь: бунтовали, мол,, еще как.
И все равно меня глючит, что унизительное положение авторов перед отделом ТК, сыграло немалую роль в том, что и как пишут русские литераторы. В том, что они униженность чаще показывают, чем бунт. Где убит Лермонтов? Сколько ссылок у Пушкина? Гражданская казнь Достоевского. Анафема Левке Толстому. Я содрагаюсь. Это не могло не оказывать влияния на формирование традиций в литературе. По-моему, это очень больно.
"Этот стон у нас песней зовется".
Можно, конечно, констатировать ущербность модели поведения большинства персонажей, плюнуть и снять с полки "Двух капитанов" (Тоже потрясающая штука, ох, какая штука-то - когда вдруг вырастешь).
Ну да, мы о разном. Ты - об оценке маодели поведения, я о причинах появления в литературе именно таких персонажей и таких сюжетов. Меня и в самой литературе куда больше волнуют причинно-следственные связи - структура, так крепко спаянная, что люди увязают в ней и - не шевельнуться. Когда они уже не под автором, а под Богом ходят.
Сорри, сорри. Я опять сорвался в офф-топик. Но пусть оно будет, ок.
Спасибо за стимул к размышлению.
17.01.2008 в 12:20

Just smile and wave, boys; smile and wave.
Аль Рисачев
Так, а что с ущербный? Наносящий ущерб (имманентно) себе, близким, мировой гармонии, если хочешь.

Ты - об оценке маодели поведения, я о причинах появления в литературе именно таких персонажей и таких сюжетов.
То, что у авторов были причины так писать - не спорю ни разу, что подобные образы в творчестве - следствие авторских жизненных реалий, тоже согласна. Итоговый результат от этого лучше не становится, и симпатий у меня ни на йоту больше не вызывает.
17.01.2008 в 20:26

Жизни лишь только до медных труб, дальше - легенда (с) О. Медведев
laterne, теперь ты меня извини, но с моей точки зрения это бред по определению - про ущерб мировой гармонии. Впрочем, может, ты и права, я ж не знаю. Лично я в мировой гармонии, опять же, не разбираюсь. А тем более не разбираюсь в том, что приносит ей ущерб.
Итоговый результат от этого лучше не становится, и симпатий у меня ни на йоту больше не вызывает.
Да. я уже понял. :) Это меня торкнуло в совсем другую степь. И пальцы чесались развить эту тему. А на тему симпатий я просто не думал - мне не грозит дружить ни с Раскольниковым, ни с Незнамовым, ни с даже с обворожительной Лизонькой Муромской или Мцыри. Да ни с кем, право. ))) Хотя я дико сочувствовал Свидригайлову, кажется, в исполнении Капеляна до сих пор в ушах "В Америку собираться, да дождя бояться?" Сопереживал Мышкину, узнавал Ясру в Настасье Филипповне (восхищался, все же) и почти любил Рогожина. Но все же куда важнее для меня сама структура - суть драмы, причинно-следственные связи. Что касается характеров - то мне интересны глубина, противоречивость и техника их описания. Я даже Аркаше Долгорукому сочувствовал, хоть и посмеивался над ним. Зато меня восхитила прямо-таки его идея о том, как носить ботинки - не могу не уважать человека, который не только придумал это, но и следовал тому, что придумал. )))
А кем, к примеру, восхищаться в "Крейцеровой сонате"? Однако книга очень сильная по эмоциональному воздействию на меня оказалась. Даже "Отец Сергий" не прошел мимо. Забыл, как звали старушку, которая такими простыми словами самую суть жизни мне, дураку, раскрывала.
Да, ты знаешь, пожалуй, многие из них мне не отвратительны. Я их скорей люблю, пока читаю. Но я давно уже выбрал принимать мир таким, какой он есть. И уверовал в то, что не приняв, не изменишь.
И мне куда непонятней несчастный Гуинплен, ей-Богу. Не говоря уже о товарище Фролло. А если вспомнить Мопассана, так все будет совсем плохо. Блестяще рассказанная история, да, но от господина Милого Друга мнея мутит, но мне ведь и не обещали романа о лучшем из людей Франции, а?
Францию реабилитируют Жюль Верн и Гюго (это шутка), "производя на свет героев". И все же - о "правильных" героях чаще пишут в романах для подростков или таких, которые увлекли бы и подростка. Возможно, это опрометчивое замечание, конечно, но что не вспомню - все годится для подросткового чтения. Вот "Гроза", имхо годится не очень...
А как у нас обстоят дела с русским подростковым романом? )))
17.01.2008 в 20:27

laterne
удобно, если вокруг них будут сплошь сонечки мармеладовы, а дети будут машами троекуровыми
В моём понимании, это ужасно.
Как я поняла характерная черта Сони Мармеладовой - излишняя, впадающая в крайность, жертвенность во имя окружающих (панель -- крайность, работать можно было и в другом месте), и требовать от окружающих принять эту жертву, что вызывает в них ещё чувство вины по отношению к С.М.. Ребёнок -- Маша Троекурова, тоже не лучше, не какой поддержки по жизни. Сядет на шею и будет оттуда глазками моргать и толкать какую - нибудь чушь в оправдание собственной пассивности.
По мне лучше видеть вокруг гармонично развитые личности.
Ну и плюс какое-то иррациональное убеждение (это только мои ощущение, что такое есть) многих авторов, что сила=зло, слабость=добро (ну, это если брать упрощенную модель).
Тут нам и поможет старая добрая фэнтази, там добро с кулаками.